Инклюзивное образование

 

Оганизация обучения детей с ОВЗ

 

Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

    Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько-то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

    Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

    Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.
 
    Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи. 

    Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная аттмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

    Инклюзию в образовании отражают следующие принципы:


•    признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
•    повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
•    реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
•    избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
•    анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
•    различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
•    признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
•    улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
•    признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
•    развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.  

    Таким образом, суть данных принципов в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Должен быть обеспечен физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы – транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников. Важное значение имеет внеклассная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

     В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.

      Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:

  • начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
  • середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия.

     Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей. 

 

 

   Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».   

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

   Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. 

   В качестве основной цели  в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБОУ  «СОШ  № 5 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

   Задачи:

·         обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

·         организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

·         сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

·         создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ;

·         расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;

·         совершенствование системы кадрового обеспечения.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ /2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД/ 

Количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ

16  

Обучаются по общеобразовательной программе в образовательной организации

14

Обучаются по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития в образовательной организации

2

Нормативно-правовые документы регламентирующие образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Документы федерального уровня

Приказ МЗ РФ № 436н от 30 июня 2016 г. «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»

Приказ МОН РФ от 30 августа 2013г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

Приказ МОН РФ №1598 от 19.12.14 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

 

Приках Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ главного государственного санитарного врача РФ N 26 от 10 июля 2015 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Письмо МОН РФ № ВК1788/07 от 11.08.2016 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Письмо МОН РФ № ВК2101/07 от 31.08.2015 "О порядке организации получения образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении"

 

Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в РФ

Письмо МОН РФ №27/901-6 от 27.03.2000 "О психолого–медико–педагогическом консилиуме (пмпк) образовательного учреждения"

Информационное письмо об учебниках и методических пособиях для обучающихся с ОВЗ

 

Документы регионального уровня

Письмо ДО и МП ХМАО-Югры №10-исх-7907 от 31.08.16 (по учебным планамм)

Приказ ДО и МП ХМАО-Югры №1017 от 22.06.2016 "Об утверждении форм документов, используемых в работе психолого-медико-педагогических комиссий ХМАО-Югры"

Приказ ДОиМП ХМАО-Югры № 1214 от 03.07.2016г.  «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»

 

 

Документы муниципального уровня

 

Документы школьного уровня

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 06.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»